Александрийский прорыв

александрия автокросс
С огромной радостью сообщаю, что в Александрии возрождается автокросс на спортивно-кроссовых автомобилях (СКА) багги.

Известно, что одним из тех, кто стоял у его истоков в городе над Ингульцом был мастер спорта по мотоспорту Владимир Илларионович Сушин, который 4 февраля 2014 года отметит своё 65-летие. Я планирую в самое ближайшее время написать отдельную статью о первых шагах автокросса в нашем городе и его дальнейшем развитии. А пока речь пойдёт о сегодняшнем дне этого зрелищного и увлекательного вида спорта. О тех александрийцах, что возродили его славные традиции, уходящие своими корнями в огромную и уже несуществующую страну, имя которой Союз Советских Социалистических Республик.

А все начиналось так. Коренной александриец Роман Жосан, большой любитель быстрой езды, «загорелся» автокроссом и в начале 2008 года купил спортивно-кроссовый автомобиль (СКА) багги у самого титулованного автогонщика Кировоградской области мастера спорта СССР Валерия Марченко, который к тому времени завершил свою спортивную карьеру. Однако машина, чтобы соответствовать современным тенденциям в автокроссе, нуждалась в серьёзной реконструкции. Забегая наперёд, сообщу, что на подготовку этого автомобиля к первому старту ушло более года! При этом было израсходовано немало крупных денежных знаков и нервов, нервов, нервов…

александрия автокросс

А пока над багги «колдовали» механики, Рома Жосан, которого друзья любя называют Жосик, попробовал себя в гонках на выживание, ежегодно проводимых на спортивной авто-мото трассе «Вербовая Лоза» спортивным клубом «Европа-кросс», а позже и мотоклубом «Александрия» (при координаторе Александре Мисюренко – капитане команды местных гонщиков-экстремалов и поддержке спонсоров). Роман Жосан в 2009 году дебютирует и сразу же, на своём спортивном автомобиле BMW c выразительной и в некотором смысле угрожающей кличкой «Бульдозер», добивается успехов в этой экстремальной дисциплине, которую очень любят зрители из-за эффектных контактов боевых авто на трассе, часто заканчивающихся их переворотами, и непредсказуемости исхода борьбы.

Хорошенечко намяв бока своей «бэхе» в борьбе на кроссовых трассах Украины и поднабравшись бойцовского опыта в бескомпромиссных автомобильных гладиаторских боях без правил (так часто называют гонки на выживание), Роман понял, что ему ещё сильнее хочется попробовать себя в классическом автокроссе. Причём, не на легковых автомобилях, которые на спортивном сленге называются «кузова», а на спортивно-кроссовых автомобилях багги. А к тому времени со стапелей в его мастерской сошёл хорошенько «нашаманенный» и сияющий новой краской СКА багги, который был полностью готов к бою. Это авто мало чем напоминал ту машину, что была изначально. Теперь это была просто «бомба»!

– А почему багги? – спросит любопытный читатель. Отвечаю. Дело в том, что именно на СКА багги в советское время александрийцы добивались выдающих успехов не только в Украинской Советской Социалистической Республике (УССР), но и в масштабах всего Советского Союза. Заявляю это авторитетно, как бессменный тренер-представитель сборной команды Кировоградской области по автокроссу того времени. Имена легендарных александрийских автогонщиков – мастера спорта СССР Ивана Карабовского, мастера спорта СССР Валерия Марченко (его сын Валентин уже много лет подряд неплохо выступает в гонках на выживание), мастера спорта СССР Сергея Борща (сын покойного Сергея – Геннадий Борщ является одним из самых успешных картингистов Украины), кандидата в мастера спорта Александра Черствого, кандидата в мастера спорта Анатолия Гуймана, кандидата в мастера спорта Андрея Тяглого, перворазрядников Сергея Мульченко, Анатолия Кулебы и братьев Валерия и Олега Коваленко до сих пор на устах болельщиков со стажем.

александрия автокросс

История подтверждает, что там, где когда-то были добрые традиции, которые по разным причинам «увяли», они рано или поздно возрождаются. Обязательно находятся подвижники, которые, образно говоря, по кирпичику их восстанавливают и даже поднимают на новый, более высокий уровень. Так случилось и в Александрии. Дебют Романа Жосана в классическом автокроссе состоялся в 2010 году. Это был не просто дебют, а настоящий взрыв! И хотя нынешнее молодое поколение автокроссменов Украины наслышаны о немеркнущей славе некогда «гремевшей» в автокроссе Александрии, сразу на её представителя Рому Жосана смотрели, как на неопытного новичка. Не более. А он возьми и завоюй серебряную медаль в своей дебютной гонке! Да не в какой-нибудь гонке, а на этапе официального чемпионата державы! Уже на следующих соревнованиях соперники на Рому смотрели со-о-о-о-всем другими глазами. Теперь они видели в нём серьёзного конкурента и одного из главных претендентов на подиум не только на отдельных этапах, но и в целом по чемпионату страны. Так оно, собственно, и вышло. Александрийский дебютант по сумме всех этапов чемпионата Украины-2010, в которых он участвовал, стал его серебряным призёром. При этом он выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Здорово! Свой успех Роман Жосан повторил в следующем году, вновь став серебряным призёром чемпионата Украины-2011. На этот раз он выполнил норматив мастера спорта и в торжественной обстановке в Украинском доме в Киеве 18 февраля 2012 года ему вручили удостоверение и нагрудный знак «Мастер спорта Украины». Интересный нюанс. В этот же день Виктор Янукович-младший тоже получил все атрибуты мастера спорта. Он, как член руководящих органов Федерации астоспорта Украины (ФАУ), немало сделал для проведения того торжественного мероприятия в столице державы. Завершая свой рассказ о мастере спорта Романе Александровиче Жосане, хочу подчеркнуть, что именно этот человек начал возрождение автокросса в славном городе-труженике Александрии. Честь и хвала ему за это. Его имя навечно войдет в историю спорта города, Кировоградской области и всей Украины.

александрия автокросс

Тот толчок, что дал Рома Жосан автокроссу, привёл в движение энтузиастов. Заржавевший с годами механизм этого вида спорта теперь начал работать! Вскоре многоопытный Андрей Тяглый влился в команду Roman Zhosan racing team. Он выступает во многих ипостасях – и как механик, и как тренер, и как стратег, и как тактик, и как просто добрый советчик. Именно такой человек и нужен был Роме (да и всей нашей молодой команде)! Не остался за кадром ещё один персонаж, хорошо известный в кругах мотогонщиков и автогонщиков не только нашей страны, а и в масштабах бывшего Союза Советских Социалистических Республик и даже в странах Европы. Это Сергей Вялых. Тот самый Сергей Вялых, что вместе с автором этих строк и другими членами спортивного клуба «Европа-кросс» в самом начале 90-х годов ХХ века «прорубил окно» в Европу, побывав с командой вначале на мотокроссах в соседней Польше, а потом в Голландии и других странах Старого Света. Он был менеджером и механиком на всех зарубежных международных соревнованиях, в которых СК «Европа-кросс» принимал участие в то время. Малоизвестный факт. Финишный флаг на эмблеме спортивного клуба «Европа-кросс» нарисован Сергеем Вялых. Словом, можно смело говорить, что Сергей Анатольевич стоял у истоков СК «Европа-кросс», которому уже перевалило за двадцать. Так вот, «бацилла» автокросса поразила и этого увлечённого техникой (и не только ей) человека. Сергей строит свой автомобиль багги и в 2013 году дебютирует в чемпионате Украины, Кубке Украины, принимает участие в традиционных гонках, проводимых в нашей стране, и выезжает в соседнюю Молдову на международный автокросс. К сожалению, Сергей Вялых принял участие не во всех этапах чемпионата и Кубка Украины-2013, где выступал в двух зачётных группах (третьей и четвёртой). Тем не менее, «выстрелил» он выше всяких похвал. На этапах он трижды завоёвывал «серебро», а в итоге занял пятые места в третьей зачётной группе, как в чемпионате, так и в Кубке. А также занял четвёртое место в четвёртой зачётной группе в Кубке Украины. Следует сказать, что он был триумфатором традиционной гонки в Симферополе – Кубок Крыма, проводимой набирающим популярность клубом «Бомба». Это была первая победа в короткой спортивной карьере Сергея. Согласитесь, отличные показатели для дебютанта! Сергей Вялых выполнил норматив кандидата в мастера спорта и в канун Нового 2014 года ему в Управлении молодёжи и спорта в Кировограде вручили соответствующее удостоверение. Поздравляем тебя, Сергей! И хотя я очень не люблю сослагательное наклонение (если бы да кабы), скажу, что Сергей мог бы выступить и лучше, НО!!! Ему просто не хватило навыков управления своей боевой машиной в условиях самых разных по сложности кроссовых трасс. Самых тёплых слов заслуживает его механик Игорь Васильевич Белоконь, известный тем, что в своё время он хорошо вёл в картинге своего сына Евгения, да ещё тем, что он – неисправимый байкер. Не популист, не пижон (старомодное слово, от которого никак не могу отвыкнуть), а в самом серьёзном смысле – БАЙКЕР! Тщательно готовится Сергей Вялых к сезону-2014, в расчёте занять призовые места в официальном чемпионате и Кубке Украины и выполнить при этом норматив мастера спорта. Ему это вполне по плечу, ведь он обрёл отличный опыт в прошедшем сезоне. Но в автоспорте многое зависит и от машины. Чтобы она была конкурентоспособной, Сергей отправил её в специализированную лабораторию спортивных автомобилей в Чехию, где она сейчас и находится. Там зарубежные специалисты обязательно форсируют двигатель, улучшив его характеристики и, в первую очередь, увеличат его мощность и количество оборотов. Поработают они и с подвеской, что очень важно для гонок off-road (вне дорог). Мы очень рассчитываем на успех нашего перспективного спортсмена (и успешного бизнесмена) в этом году. Удачи тебе, Серёжа!

александрия автокросс

А теперь о самом маленьком, НО!!! О самом главном члене нашей дружной автокоманды. Это юный Данил Крысько (в Свидетельстве о рождении у него записано: Даніл Крисько). В свои одиннадцать лет Данька хорошо известен любителям спорта высоких скоростей. Он успешно выступал в мотокроссе, ведь, как говорит его папа кандидат в мастера спорта по мотоспорту Владимир Крысько, он научился вначале ездить на мотоцикле, а уже потом ходить. В мотокроссе он собрал целую коллекцию спортивных трофеев, но по уважительной причине сменил руль кроссового мотоцикла на руль СКА багги. Перечислю его успехи в мотокроссе в недавнем прошлом. Его дебютная гонка была в городе Теплодаре Одесской области, где он занял третье место. Это был чемпионат Украины, а Даньке было всего четыре года и восемь месяцев (!!!). Его не допускали к соревнованиям из-за возрастного ценза, однако авторитет отца и поддержка именитых гонщиков страны сделали своё дело и Данил Крысько совершил свой бронзовый дебют! Отличился он в гонках в Днепропетровске и Львове, заняв там, соответственно, третье и второе места. На авто-мото трассе «Вербовая Лоза» в своей родной Александрии Даня был третьим, а в соседнем Кировограде, после длительного перерыва, он поднялся на вторую ступень подиума. Отличная школа мотокросса, которую прошёл младший Крысько, помогла ему в автокроссе. Ему не потребовалась адаптация. Он сразу почувствовал себя, как рыба в воде, ведь теперь под ним было не два, а целых четыре колеса! Дебют Данила состоялся в 2013 году в Симферополе в Кубке Крыма, и он выиграл эту гонку! Сила! И пошло-поехало – этап чемпионата Украины в Феодосии – четвёртое место, этап Кубка Украины в Одессе – «бронза», этап чемпионата страны снова в Южной Пальмире и опять «бронза». Отличился Данька и в соседней Молдове, где завоевал серебряные медали и кубки в чемпионате и Кубке Молдовы. А эти гонки имеют уже статус международных соревнований! Знайте наших, молдаване! Выступал Данька на багги с двигателем от газонокосилки американского производства. Это ещё та «пилорама» скажу я вам, друзья! Просто «пушка»! Да вот незадача, в новом сезоне такие двигатели по регламенту не будут допускаться к гонкам.

– Что будешь делать, Володя? – спрашиваю старшего Крысько.

– Буду покупать новый автомобиль! – отвечает он.

– А старый продашь? – следует мой новый вопрос.

– Да нет, – слышу в ответ – оставлю его внуку Давиду, ему уже пять лет. Ни сегодня-завтра и его посажу в багги. Он уже рвётся в бой! – на оптимистичной ноте завершает Володя свой рассказ о планах на ближайшее будущее.

Вот и пришло время рассказать о самом Владимире Фёдоровиче Крысько. Двуликий Янус, в сравнении с Володей Крысько, просто отдыхает, ведь у Володи лиц (в самом позитивном смысле) намного больше. Попробую посчитать. Он – муж Елены, которая вот-вот принесёт прибавление в семью, отец Дани и дочери Маши, а ещё – дедушка Давида. Он же – единственный кормилец в семье. При этом у Дани он титульный спонсор, тренер, механик, обслуживающий персонал, в самом широком смысле этого слова, водитель микроавтобуса «Sprinter» и многое-многое другое! К сказанному добавлю, что Владимир Фёдорович – основатель мотоклуба «Александрия», гонщики которого снискали славу во многих странах Европы. Этот клуб постоянно выступает организатором мотокроссов и гонок на выживание на трассе «Вербовая Лоза». Словом, котируется В.Ф.Крысько в мире моторов очень высоко. А вот последний, радостный для всех любителей гонок, message. Владимир Фёдорович построил новую кроссовую трассу! И где бы вы думали? На месте бывшего автодрома бывшей Александрийской образцовой автошколы ДОСААФ.

Вот написал эти строки, и грустно мне стало, до боли. Ведь четырнадцатилетним пацаном в далёком июле 1967 года пришёл я в Александрийский автомотоклуб ДОСААФ, в состав которого входила и упомянутая мной выше автошкола. То было золотое время автомотоспорта в городе над Ингульцом, да и в огромной стране – СССР… Но всё это в прошлом. Сегодня нам остались лишь руины… С’est la vie…

Однако продолжу свой рассказ о возрождении «спорта смелых и отважных», как часто называли мотокросс и автокросс в советское время. С той трассой, что построил Володя, ещё придётся повозиться, ведь сегодня грейдер лишь наметил её траекторию, сделав широкой и удобной для проезда кроссовых машин и мотоциклов. Однако она больше напоминает ипподром. Не в плане конфигурации, а в том смысле, что пока на ней нет трамплинов, секций из волн и других характерных для кросса элементов. НО!!! Начало положено! Автодром «Александрия» есть! Пусть и в первом приближении, но он существует! Молодец, Володя! Уверен, что трасса будет доделана. Вся наша команда поможет. От мала, до велика. Однозначно! А тебе, Володя, спасибо! Ты наша незаменимая «палочка-выручалочка»! Без тебя – никуда!

александрия автокросс

И ещё одна новость по этой теме. Не так давно ещё один александриец Александр Куценко купил багги в Старобельске Луганской области. Он уже попробовал технику на тренировке на «Вербовой Лозе». Тест показал, что автомобиль нуждается в доработке. Вот сейчас Саша и занимается доводкой машины до нужных кондиций. До начала официальных стартов ещё есть время. А нам остаётся поблагодарить его спонсора – известного в Александрии предпринимателя Игоря Хильчука за помощь в покупке этого автомобиля. Кстати, Игорь – это ещё и постоянный спонсор гонок на выживание. Спасибо, Игорёк! Пусть Фортуна всегда улыбается тебе!

А закончу материал так. Я – коренной александриец, который посвятил всю свою сознательную жизнь мото- и автоспорту. Живя в советское время, не думал, что то была золотая эпоха для этих видов спорта, которые здорово поддерживало государство. С развалом СССР картина жутко изменилась. И если олимпийские виды спорта ещё находятся в поле зрения властей Украины, то неолимпийские оказались в маргинальном поле. Ими сегодня занимаются лишь те, кто имеет немалые деньги, либо мощных спонсоров. Поэтому, когда я вижу, как из руин поднимается автокросс в любимой мной Александрии, я радуюсь и проникаюсь гордостью за своих земляков. Как же хочется мне, чтобы у нас всё было хорошо. Доживу ли?..

Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта

весь Кіровоград

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Все о спорте в Александрии © 2013 - 2022