Трасса «Завадовка» старше на один год! Мотокросс. История


Статья Вячеслава Чебышева, заслуженного тренера Украины, мастера спорта, о знаковой для александрийских спортсменов трассе «Завадовка».

В своей статье «МОТОКРОСС! МОТОКРОСС! МОТОКРОСС!», которая была размещена на сайте «весь Кіровоград» 15 сентября 2011 года – я написал (цитата): «На знаменитой трассе «Завадовка» соревнования проводятся с 1962 года». Однако недавно мне удалось найти источники, в которых сказано, что впервые соревнования на знаменитой кировоградской трассе «Завадовка» прошли годом ранее – в 1961 году. Об этом и пойдёт речь в предлагаемом материале.

История – это довольно таки специфическая наука. С одной стороны, в истории важна точность, например, в датах или описании событий. А с другой стороны, случается, что из-за невозможности точного определения той или иной даты или из-за отсутствия возможности установить точный ход событий, в истории допускаются гипотезы (предположения, версии), которые можно отнести к оценочным суждениям. Допускаются в этой науке и корректировки, скажем, в датах, именах, фамилиях, если историкам удалось узнать достоверную информацию на этот счёт…

Итак, расскажу, откуда я взял данные о том, что соревнования на трассе «Завадовка» проводятся с 1962 года. В указанной выше статье я писал, что лично присутствовал на II и III Международных мотокроссах в Кировограде в 1967 и в 1968 годах (я находился в закрытом парке вместе с александрийскими гонщиками – участниками этого мотокросса и выполнял функции юного механика). Программки тех соревнований бережно хранятся в моём домашнем архиве. В программке к III Международному мотокроссу, который проходил в Кировограде 20 октября 1968 года, написано (цитата): «Трасса «Завадовка» в последние годы завоевала широкую популярность.

Начиная с 1962 года (выделено мной – В.Ч.), здесь неоднократно соревновались лучшие мотогонщики Советского Союза». Вот отсюда я и взял дату. Как оказалось, это ошибка! К сожалению, автор текста этой программки в ней не указан. Забегая наперёд, скажу, что уже в наши дни я нашёл в указанной программке ещё множество грубых ошибок в датах и неточностей в описании событий. НО!!! Об этом я сообщу в конце этого материала. А вначале, расскажу, каким образом мне удалось установить точную дату проведения первых соревнований на трассе «Завадовка».

…С переменным успехом я работаю над своей очередной книгой. На этот раз это будет не поэзия, а проза. В неё войдут и мои материалы по истории мотоспорта и автоспорта Александрии и Кировограда. – Почему с переменным успехом? – задаст вопрос любознательный читатель. И я ему отвечу: «Просто не хватает времени, которое, как известно, не продаётся». Так вот, в поисках артефактов по истории мотоспорта я обратился к Галине Куприенко – родной сестре известных братьев-мотогонщиков Анатолия и Владимира Куприенко из Александрии. Именно Галина и предоставила в моё распоряжение семейный архив с материалами, которые связаны с её братом Анатолием Куприенко – первым мастером спорта по мотоспорту в Кировоградской области (ему это высокое спортивное звание было присвоено в 1960 году). Так я получил доступ к очень ценной информации по истории мотоспорта Кировоградщины. И об этом – ниже.

…Бережно просматриваю материалы архива, что передала мне Галина Куприенко. И вот удача! Передо мной пожелтевшая от безжалостного времени вырезка из газеты на украинском языке. К сожалению, на ней нет ни даты, ни названия издания. Вот короткая выдержка из этой статьи (цитата): «У минулу суботу та неділю в Кіровограді (в районі с. Завадівки) відбулись республіканські змагання по мотокросу на приз «Відкриття літнього сезону 1961 року». В них взяли участь сильніші мотогонщики майже всіх областей України». Там же фотография гонщиков Кировоградщины. На ней Анатолий Французан (тренер), Анатолий Куприенко, Иван Кириленко, Вячеслав Данилов, Александр Фомин и Евгений Коваленко. В архиве нахожу и программку к этим соревнованиям. В ней указан город-организатор – Кировоград и дата проведения мотокросса – 18-22 мая 1961 года. Это и есть точная дата проведения первых соревнований по мотокроссу на трассе «Завадовка», которая позаимствовала своё название у находящегося рядом с ней села Завадовка. Есть в архиве и бесспорно уникальные фотографии соревнований на этой трассе. На них не указана дата, но и без того понятно, что эти снимки сделаны в начале 60-х годов ХХ века. И для меня, как для историка авто- и мотоспорта, эти артефакты бесценны. Таким образом, известнейшая в масштабах бывшего СССР кировоградская трасса «Завадовка» в 2016 году отметит своё 55-летие! Возраст, согласитесь, солидный!

Почему мотокроссовую трассу проложили у села Завадовка? Что это были за соревнования? Прежде, чем ответить на эти вопросы, позволю себе отступление от темы и коротко расскажу о личностях, на которые всю жизнь равняюсь.

В классической журналистике моим кумиром является Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935) – известный российский поэт, прозаик, журналист, автор очерков о Москве. Москвичи его называли «Дядя Гиляй» и «Король репортёров». Он настолько оперативно давал репортажи с места событий, что горожане, шутя, говорили: «Дядя Гиляй на месте события оказывается ещё до того, как оно происходит». Владимир Гиляровский был очень колоритной фигурой – просто находкой для художников и скульпторов. Вот, что сказано в его биографии (цитата): «Известно, что Илья Репин рисовал с него одного из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Николай Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Николаю Гоголю. Личность Гиляровского интересовала не только художников, о нем писали журналисты, писатели и даже поэты». К сожалению, в старости Владимир Алексеевич Гиляровский почти полностью ослеп. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. В моей домашней библиотеке имеется двухтомник Владимира Гиляровского, купленный мной 8 сентября 2008 года в Москве в «Доме книге» по ул. Новый Арбат,8, куда вошли его наиболее известные произведения: «Москва и москвичи», «Друзья и встречи», «Люди театра», «Трущобные люди», «Мои скитания», «Рассказы и очерки». Я эти две книги время от времени перечитываю…

Что касается истории автоспорта и мотоспорта, то здесь для меня непререкаемым авторитетом является москвич Лев Михайлович Шугуров (1934 – 2009). Этот человек был большим знатоком и настоящим подвижником истории авто- и мотоспорта, автором многих статей и книг по этой тематике. Одна из таких книг есть и у меня: Шугуров Л.М. Советский мотоспорт в цифрах и фактах: Справочник. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1978. – 80 с. Скажу больше. В этой книге есть автограф Льва Михайловича! Правда, не он лично подарил эту книгу мне. С ним я по жизни не встречался. Этот подарок мне сделал товарищ Льва Михайловича и его коллега по журналу «За рулём» – журналист Борис Логинов. Дело в том, что в период с 1967 года по 1994 год Л.М. Шугуров работал в журнале «За рулём». Я, начиная со второй половины 80-х годов ХХ столетия и до развала СССР, активно сотрудничал с этим изданием, которое охотно публиковало мои статьи и заметки. Довольно часто бывая в Москве в то время, я обязательно заходил в редакцию журнала «За рулём», которая находилась (в то время) по адресу: ул. Сретенка, 26/1. И там обязательно встречался с членом редакционной коллегии журнала «За рулём» Борисом Петровичем Логиновым (в то время главным редактором этого журнала был Андрей Андреевич Логинов – однофамилец Бориса), с которым поддерживал тёплые товарищеские отношения. Виделся я с ним и на чемпионатах СССР или Вооружённых Сил Советского Союза, на международных соревнованиях по мотокроссу, поскольку Боря, как и я, является спортивным комментатором, что ещё больше объединило нас, хотя он и старше меня. НО!!! В журналистике, где в то время пишущая братия называла друг друга не иначе, как «старик», возраст всегда нивелируется. Такова специфика этой профессии. В один из моих приездов в Москву, Борис Логинов и подарил мне книгу-справочник Льва Шугурова с подписью автора, за что ему огромное спасибо! Эта книга, номинальной стоимостью 35 копеек (да, да, в то время такими были цены!), сегодня бесценна для тех, кто занимается историей мотоспорта. Именно на неё я и буду ссылаться в этой статье. А Лев Шугуров, как и Владимир Гиляровский, в старости практически полностью лишился зрения. Он тяжело болел и ему ампутировали ногу. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.

Но возвращаемся к теме. Итак, отвечаю, почему трассу выбрали у села Завадовка. Имеется несколько причин. Рядом с селом, где проложили спортивную трассу, тектоника или, другими словами, рельеф местности просто идеально подходит для мотокросса из-за наличия естественных спусков и подъёмов, трамплинов и виражей… Поскольку трасса находится в котловане в виде амфитеатра и частично на его склонах, это даёт зрителям прекрасный обзор практически всей панорамы и позволяет видеть все перипетии борьбы мотогонщиков с любой точки просмотра. Важно и то обстоятельство, что трасса «Завадовка» находится недалеко от центра Кировограда. Это удобно в плане доставки зрителей туда и обратно. И ещё. Мотокроссы образца 50-х годов и начала 60-х годов ХХ века – существенно разнились в плане трасс и формулы проведения соревнований. Именно об этом аспекте я и расскажу более подробно.

О том, что представлял собой мотокросс в 1954 году, я подробно изложил в своём материале «Мотоспорту Александрии – 60 лет! Отрывок из книги», который был опубликован на сайте «весь Кіровоград» 3 сентября 2014 года.

Вот короткий отрывок из этой статьи (цитата): «По существующим в то время правилам, проводилось двоеборье, состоящее из мотокросса на дистанцию 100 км – это 4 круга по 25 км – с обязательным преодолением брода через ручей и линейной гонки на 1 км сходу (при этом расстояние разгона не ограничивалось), где определялась скорость, показанная каждым участником». В первое послевоенное время мотокросс был прикладного характера. То есть, на случай возможной войны, мотокросс готовил будущих бойцов, которые могли бы выполнять сложные боевые задачи на мотоциклах в условиях бездорожья. Исходя из этого, и прокладывались очень длинные мотокроссовые трассы с обязательным наличием водных преград (бродов). Такие мотокроссы, даже без линейной гонки, изматывали гонщиков и не были интересны зрителям, которые видели борьбу лишь на очень коротком участке трассы. Кроме того, мотокросс на длинных трассах был больше похож на другую дисциплину мотоспорта – на многодневные соревнования – эндуро. Разница состояла лишь в том, что в мотокроссе даётся общий старт, а в эндуро на дистанцию гонщиков выпускают по одному, с засечкой времени, как в ралли. Всё это и дало толчок проведению мотокроссов на коротких трассах, но в несколько заездов. И первый такой мотокросс, согласно данным Л.М. Шугурова, прошёл в Расторгуево Московской области в 1957 году. Соревнования были проведены в три заезда, а длина трассы (одного круга) составляла 1300 метров. И если длинную трассу у села Завадовки проложить было проблематично, то короткую трассу, необходимой конфигурации и с требуемыми элементами мотокросса, организаторы создали без проблем.

А теперь более подробно о первом мотокроссе, который прошёл на новой (в то время) трассе «Завадовка». В упоминаемой выше статье (в вырезке из газеты) об этом сказано мало, а вот в программке к тем соревнованиям есть более подробная информация. Это был республиканский лично-командный мотокросс на приз «Открытие летнего сезона» 1961 года. Он проводился под эгидой федерации автомотоспорта УССР (в то время в Украине авто- и мотоспорт имел единую федерацию), а организатором соревнований выступил Кировоградский областной комитет ДОСААФ. Для молодых людей скажу, что ДОСААФ – это аббревиатура от: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Это оборонное Общество отлично финансировалось по линии Министерства обороны СССР. Как следует из программки, этот мотокросс проводился в рамках II Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта, организатором которой в масштабах СССР выступало оборонное Общество. Спартакиады – это отдельная тема, поэтому не буду на этом останавливаться. Скажу лишь, что мне довелось участвовать в V Всесоюзной спартакиаде, посвящённой 100-летию со Дня рождения В.И. Ленина в 1970 году (в первый раз) и в последующих спартакиадах вплоть до 1986 года – в VI-й, VII-й, VIII-й и IX-й. Получается, что, несмотря на то, что это была первая (пробная или тестовая – выбирайте на свой вкус) гонка на трассе «Завадовка», она (гонка) имела высокий статус, поскольку внутри Советского Союза Всесоюзные спартакиады считались соревнованиями наивысшего ранга.

И о самой гонке. На титульном листе программки к этим соревнованиям указана дата их проведения 18-22 мая 1961 года, НО!!! Фактически гонка была проведена в два дня: в субботу – 20 мая и в воскресенье – 21 мая. В первый день соревновались юноши и женщины в классе мотоциклов с объёмом двигателя 125 куб. см. А во второй день – мужчины в классах 175 куб. см, 350 куб. см и в классе 750 куб. см с коляской (экипажи). Из статьи в пожелтевшей газетной вырезке известно, что победителем в классах 175 куб. см и 350 куб. см стал мастер спорта Игорь Григорьев – армеец из Львова. В команде Кировограда мастер спорта Анатолий Куприенко (александриец) занял пятое место в классе 350 куб. см, юноша Александр Фомин был четвёртым в классе 125 куб. см, а на мотоциклах с коляской водитель Иван Кириленко и колясочник Евгений Коваленко зарекомендовали себя, как перспективный экипаж. В командном зачёте места распределились следующим образом: первое место завоевали гонщики СКА (спортивный клуб армии) Львова, второе – команда Кировограда и третье – спортсмены города Луганска. Этот мотокросс прошёл в присутствии многотысячной армии болельщиков на самом высоком уровне и вскоре спортивная трасса «Завадовка» стала популярной ареной борьбы известных советских и зарубежных гонщиков – участников самых престижных соревнований того времени, проводимых на ней. Вот такая история.

А теперь, как обещал, расскажу о других ошибках, которые я обнаружил в программке к III Международному мотокроссу, что прошёл на «Завадовке» 20 октября 1968 года. В ней сказано, что первые международные соревнования по мотоспорту в Советском Союзе прошли в 1955 году. Это ошибка! Первые международные мотоциклетные соревнования в СССР прошли годом ранее – в сентябре 1954 года на станции Планерная в Московской области с участием гонщиков СССР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР. Гонщики СССР одержали победы в четырёх классах мотоциклов: в классе 125 куб. см среди женщин – Нина Сусова-Михеева, в классе 350 куб. см – Николай Севастьянов, в классе 750 куб. см – Виктор Пылаев и в классе 750 куб. см с коляской (экипажи) – Генрих Вартаньян и Виктор Каржавин. Следующая ошибка. В программке сказано, что на «Завадовке» было проведено две Всесоюзные спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта и указаны годы – 1965 и 1967. Так вот, автор той программки не учёл, что первый мотокросс на трассе «Завадовка», что прошёл в мае 1961 года, тоже проводился в рамках II Всесоюзной спартакиады. Таким образом, на «Завадовке» до 1968 года было проведено не две, а три спартакиады – II-я, III-я и IV-я! Ошибочно указан и год проведения III спартакиады – 1965. Да, III Всесоюзная спартакиада проводилась на протяжении двух лет – в 1964 и 1965 годах, НО!!! В Кировограде на трассе «Завадовка» первенство СССР по мотокроссу (в то время назвали первенство, а не чемпионат), которое входило в зачёт III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта, прошло не в 1965 году, как ошибочно указывает автор упоминаемой программки, а в 1964 году! Об этом есть статья «Резервы» в журнале «За рулём» № 11 за 1964 год. Вот выдержка из этой журнальной статьи (цитата): «Вручение первых медалей чемпионов СССР 1964 года по мотокроссу посчастливилось увидеть жителям Кировограда, горячим приверженцам мотоспорта. Сорок тысяч человек пришло на трассу, где состязалось 135 участников – мужчины в классе 125 куб. см, юноши — 125 куб. см и 175 куб. см и женщины – 125 куб. см». Те соревнования оказались судьбоносными для Леонида Николаевича Чёрного, в своё время немало сделавшего для развития мотоспорта в Кировограде. К сожалению, его уже нет среди живых. На трассе «Завадовка» он стал чемпионом СССР 1964 года в классе мотоциклов 125 куб. см среди мужчин и в параллельном зачёте – чемпионом III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта. До этого его высшим достижением была бронзовая медаль в чемпионате Советского Союза в 1962 году в этой же кубатуре. После того мотокросса на «Завадовке» в 1964 году, председатель Кировоградского областного комитета ДОСААФ Степан Семёнович Швец – не просто увлечённый человек, а настоящий патриот и большой подвижник досаафовского спорта – предложил Леониду Чёрному должность тренера в областном центре. И тот согласился. Леонид Чёрный завершил службу в Группе советских войск в Германии (ГСВГ) и переехал в Кировоград. Начиналась новая эра в мотоспорте Кировоградской области…

И последнее. Иногда нахожу в Интернете свои материалы, особенно на форумах, которые размещены там без моего разрешения (это уж ладно!) и даже без указания автора (а вот это – плохо!), что является грубейшим нарушением авторского права. Я для того и публикую свои статьи по истории авто- и мотоспорта, чтобы они служили людям, НО!!! Прошу давать соответствующие ссылки на мои материалы. На эту публикацию тоже распространяется авторское право – © Copyright, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не забывайте этого, друзья!

Некоторые имеющиеся у меня артефакты я сканировал и предлагаю вам их посмотреть. Привожу также историческую справку, относящуюся к теме данной публикации.

Историческая справка

Результаты первенства СССР по мотокроссу 1962 года в классе 125 куб. см среди мужчин (первая тройка)

1 место – Юрий Агеев (Ковров), мотоцикл К-58СК

2 место – Александр Яковлев (Ковров), мотоцикл К-58СК

3 место – Леонид Чёрный (ГСВГ), мотоцикл К-55С1

Результаты первенства СССР по мотокроссу 1964 года в классе 125 куб. см среди мужчин (первая тройка)

1 место – Леонид Чёрный (ГСВГ), мотоцикл «Ковровец-125СК»

2 место – Юрий Агеев (Москва), мотоцикл «Ковровец-125СК»

3 место – Геннадий Жданов (ГСВГ), мотоцикл «Ковровец-125СК»

Примечание: Юрий Агеев выступал то за команду «Труд» из Коврова, то за команду Москвы (в 1964 году предположительно за «Трудовые резервы»), то за Группу советских войск в Германии (ГСВГ) на лично-командном первенстве Вооружённых Сил СССР 19-22 сентября 1968 года в Кировограде на трассе «Завадовка» в классе 175 куб. см под стартовым номером 16. Леонид Чёрный и Геннадий Жданов в 1964 году были одноклубниками и вместе служили в Германии. В Интернете встречается информация, что занявший 3 место в первенстве СССР по мотокроссу 1964 года в классе 125 куб. см среди мужчин Геннадий Жданов представлял город Подольск. Это ошибочная информация. На лично-командном первенстве Вооружённых Сил СССР 19-22 сентября 1968 года в Кировограде на трассе «Завадовка» Геннадий Жданов, как и ранее, представлял ГСВГ в классе 125 куб. см под стартовым номером 6.

Чемпионы III Всесоюзной спартакиады по техническим и военно-прикладным видам спорта

Женщины в классе мотоциклов 125 куб.см – Валентина Лукина (Ростов-на-Дону)

Юноши в классе мотоциклов 125 куб. см – Владимир Погребняк (Киев)

Юноши в классе мотоциклов 175 куб. см – Юрий Варабин (Ковров)

Мужчины в классе мотоциклов 125 куб. см – Леонид Чёрный (ГСВГ)

Мужчины в классе мотоциклов 175 куб. см – Виктор Арбеков (ЦСКА Москва)

Мужчины в классе мотоциклов 350 куб. см – Игорь Григорьев (СКА Львов)

Примечание: Валентина Лукина позже выступала под фамилиями Лукина-Коноба и Коноба. После завершения выступлений она долгое время работала тренером по мотокроссу в системе профессионально-технического образования «Трудовые резервы» в Ростове-на-Дону.

Вячеслав Чебышев, заслуженный тренер Украины, мастер спорта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Все о спорте в Александрии © 2013 - 2022